В статье раскрываются итоги развития морского транспорта в Украине за 20 лет независимости, а именно: резкое сокращение торгового флота под украинским флагом, относительная стабильность работы портов и наращивание кадрового потенциала. Кроме того, анализируются перспективы реформирования сферы морского транспорта.
Действительно, итоги 20-ти летнего развития морского транспорта в независимой Украине весьма противоречивы. В отношении грузоподъемности торгового флота наблюдалось 6-ти кратное сокращение. Все более и более назревает необходимость введения второго (международного) реестра в Украине, что может переломить тенденцию. В то же время, несмотря на противоречивые тенденции, грузооборот в украинских портах растет. Так, в рекордном 2008 г. грузооборот составил около 150% по сравнению с объемами обработки грузов в 1990 г. В отношении кадрового обеспечения флота – украинские моряки занимают ведущие позиции в мире: по количеству плавсостава вообще (6-е место), а по количеству командного состава на торговых судах 4-е место. Однако это свидетельствует не только о высоком качестве подготовки украинских моряков, но и о неблагополучном состоянии экономики Украины вообще, ведь иначе граждане не были бы вынуждены искать работу на судах под иностранными флагами. Перспективы реформирования отрасли морского транспорта также достаточно туманны. Так, Закон о морских портах Украины, принятый Верховной Радой в ноябре 2011 г. был отклонен Президентом Украины в начале декабря. Таким образом, консервируется положение в транспортной отрасли, при котором отсутствует ясное правовое регулирование общественных отношений. Вот мы и говорим о морском транспорте, что он имеет огромный потенциал, но пока что не реализованный.
Авторы: А. Ницевич, Н. Мельников – Международная юридическая служба
Источник: Ukrainian journal of business law. – 2012. – N 1. – Р. 34 – 35.